Автобиография / Autobiography
2004
Кажется, я с младенчества была обречена на жизнь в искусстве. Мне было 8 лет, когда последний раз я покидала балетный класс и услышала это от моей преподавательницы, пожилой балерины, как две капли воды похожей на Уланову (или мне тогда так казалось). Балериной я не стала. Слишком высоки были требования физических данных Советской балетной школы, но и стремление мое было не слишком велико. Думаю, потому что никогда бы не смогла подчинятся чужой творческой воле. Однако я продолжала танцевать, танцевать самозабвенно, босиком, на ковре Большой гостиной Сухановского дворца (Дома Творчества архитекторов). Аккомпанировал мне сам маэстро Игорь Александрович Покровский, дирижер «Кохинора», знаменитый архитектор (один из авторов Дворца Пионеров на Ленинских горах и автор многих других знаковых построек 70-х).
Новый год, зимние каникулы и почти все праздники мы с родителями проводили в «Суханово».
Папа был против «дачи». Он не любил оседлый образ жизни, быт, огород. Летом мы путешествовали, иногда на машине «копейке». Два чемодана, этюдник – весь багаж. Мама всегда писала свои «путевые заметки» - акварели. Папа руководил выбором точки, цветовым решением. Мама впитывала как губка его советы. Я сидела рядом со своим альбомом и красками, писала тоже.
Дом наш всегда был полон картин. Маминых – нежных акварелей и больших папиных – маслом по оргалиту, архитектурных эскизов. Я и сейчас просыпаюсь под картиной 2,5х2 м - эскиз генерального плана г. Москвы 1966 г. В гостиной висят эскиз музея «Плае Херон » на Кубе, генеральный план г. Долгопрудного, эскиз вычислительного центра в г. Иванове. Все это мощная живопись, не характерная для архитектурного эскиза. Глядя на вычислительный центр в г. Иванове, поэт Андрей Вознеснский как-то сказал: «Береза Пушкина родила». Прямоугольник и квадрат – папа называл эту композицию «Мадонна с младенцем».
В нашем доме всегда собирались замечательные люди: художники, скульпторы, архитекторы, поэты, коллекционеры.
Эрнст Неизвестный, Андрей Вознесенский считали папу своим учителем. На гравюре Неизвестного «Ужасы войны», подаренной папе, написано «Мастеру от ученика». Вознесенский посвятил папе несколько глав повести «О». Именно Андрею Андреевичу я обязана тем, что мое тайное детское прозвище «Капля» стало настоящим «арт- именем». Как – то, где – то в «О» он упомянул меня как Каплю. Теперь я так и пишу на своих визитках – Имя, архитектор, а потом «Капля».
Никто, конечно, не ожидал, что я попытаюсь стать архитектором. Но я все же пытаюсь.
Тем более, что двумя прекрасными проводниками в мир архитектуры были для меня: мой отец – Леонид Павлов и мой преподаватель МАРХИ профессор Борис Григорьевич Бархин.
Если быть до конца честной, в архитектуре меня более волнует рождение образа. Между концепцией и реализацией, я выбираю концепцию. Но вместе с моими замечательными, талантливыми партнерами я готова идти до конца в создании подчас почти невозможного.
Несколько лет я работала вместе со своим мужем Андреем Савиным с группой «Арт - Бля» в области чисто концептуального искусства. Этот опыт помогает мне в сегодняшней архитектурной практике.
Вместе с Андреем мы строим наш новый дом – лофт. Архитектором проекта является Андрей. Дом наш будет полон артефактов и картин. Там будет своя «Мадонна с младенцем» - «Мадонна Арт-Бля». Я надеюсь, что и дом, и те кто его наполнят, будут достойны предыдущего поколения.
А. Павлова